УДК 004.928
ФИЛОСОФИЯ И ПСИХОЛОГИЗМ БОЖЕСТВЕННОСТИ В АНИМЕ-СЕРИАЛЕ «ЭРГО ПРОКСИ»
Каршаков Павел Сергеевич,
Ленинградский государственный университет
им. А.С. Пушкина, г. Санкт-Петербург
Аннотация. В статье проводится анализ мотива божественности как центральный смысловой мотив в аниме-сериале «Эрго Прокси», выявляются личностные особенности богов (Прокси).
Ключевые слова: прокси, купол, божественность, авторейвы, экзистенционализм.
«Эрго Прокси» – одна из немногих японских аниме-работ, сделанная не только на высоком уровне, но и обладающая глубокой смысловой нагрузкой. В настоящий момент процесс анализа японского аниме только начался. Так, например, отметим работы Е.А. Волковой “ Религиозные мотивы в современной японской анимации на примере сериала «Евангелион»” [1], Е.С. Фокиной “Реализация архетипа воина в современном японском комиксе «Берсерк»” [6]. По «Эрго Прокси» научные работы все ещё отсутствуют. «Эрго прокси» заслуживает внимание многоаспектностью раскрываемых тем, глубина их раскрытия в работе вызывает интерес для психологического и филологического анализа.
За почти двадцать лет, ориентируясь на публикации в интернете, зрители нашли огромное количество аллюзий и реминисценций в работе [7]. Так, например, имя зараженного авторейва «Пино» отсылает нас к образу «Пиноккио» – существу, не относимому ни к роботу, ни к человеку. Однако, понимание смысла зрителями осталось лишь на уровне интерпретаций сюжета. Цель нашего исследования – анализ главных смысловых отношений – создателя и его творений.
Сериал «Эрго прокси» выпущен в 2006-м году, состоит из двадцати трех серий. Над его созданием работала большая команда режиссеров и сценаристов. Значительный вклад в работу внес главный сценарист – Даи Сато.
События развиваются в постапокалиптическом мире, выжившие люди живут в куполах – городах, созданными Прокси. Жизнь вне куполов возможна, но крайне опасна. Ромдо – купол, созданный Эрго Прокси, именно за ним мы наблюдаем большую часть времени. В куполе есть свои правила и законы. Так, все живущие в куполе, должны стремиться стать «достойными гражданами». Граждане этого города живут в неведении, они не знают о проблемах этого мира и города, и они никогда не должны задавать вопросов, чтобы не узнать бремя истины. Главные герои – Рил и Винсент Лоу. Рил однажды столкнулась с Прокси и намерена любыми путями найти информацию о них, Винсент Лоу странным образом потерял свою память и намерен вернуть воспоминания, отправившись в родной купол Москву. Рил отправляется с Винсентом, потому что она уверена, что ключ к разгадке Прокси рядом с Винсентом.
На земле, в том числе в Ромдо, были созданы авторейвы – роботы, созданные для службы человеку. Но в какой-то момент в Ромдо авторейвы стали нападать на людей. Выяснилось, что они были заражены вирусом «когито» (с латинского языка переводится как «думать»). Зараженные авторейвы начинают самостоятельно мыслить и обретают душу.
По ходу развития сюжета люди сталкиваются с современными проблемами: смысл жизни, проблема судьбы, ответственности и самопознания, теологическим вопросом.
Первое, о чем необходимо сказать – форма повествования. Зритель, как и главные герои, погружены в пучину неизвестности. Это сильно сближает нас: мы будто вместе ищем ответы на интересующие нас вопросы. Главная черта повествования – субъективизм, подчёркивающий движущую силу иррационализма всех героев.
Хотя работа создана в жанре киберпанк, мы наблюдаем большие сходства с современностью. В обеих реальностях мы наблюдаем общество потребления, угрозу самоуничтожения в виде новейшего оружия, искусственный интеллект.
Центральное значение в работе имеет понятие божественности: посреди хаоса Прокси создают купола – миры, созданные божествами.
Концепция божественности в аниме «Эрго Прокси» наиболее близка к античной. Картина мира политеистична, боги антропоморфны. Они порочны, обладают своими страстями, они несовершенны. Но в работе мы наблюдаем три главных отличия. Во-первых, художественная реальность построена на разрушении. Разрушаются купола, боги воюют с людьми или просто их уничтожают, Прокси сражаются друг с другом. Главный герой – Эрго Прокси, разрушает самого себя. Во-вторых, хотя все Прокси движимы страстями, мы наблюдаем единственное исключение – Эрго Прокси совершает выбор. Путешествуя с Рил и Пино, он меняется, совершая выбор – он отказывается принимать свою зловещую сущность и строит новый для себя тип взаимоотношений, основанных на эмпатии. И, наконец, в-третьих, это двухуровневость божественности: как Прокси создают людей, так и люди создают авторейвов, которые впоследствии будут заражены вирусом «когито» и обретут душу. Мы наблюдаем те же самые мотивы и аналогичный тип взаимоотношений. Важно подчеркнуть, что изменения сущности художественного мира возможно исключительно в диалогичности создателя и его творения. Примечательно, что Винсент Лоу путешествует и с человеком, и с зараженным авторейвом.
Третью особенность подтверждают музыкальные композиции, с которой начинается каждая серия, и музыкальным исполнением, завершающей серию. Эти две музыкальные композиции очень гармонично вписываются в произведение. Первая композиция (Kiri – Monoral) повествует нам об одиночестве Бога, о неизбежной диалогичности Бога с его творениями, о надежде на изменения, о позитивных тенденциях, альтруизме создающего. В то время как во второй музыкальной композиции (Paranoid Android – Radiohead) представляются исключительно разрушительные мотивы. Мы слышим отсылку на вирус «когито», при котором заразившийся «андройд» становится «параноидальным», здесь же мы слышим скрытый вопрос о собственной сущности: кто я, живой думающий организм или просто машина? Большое значение имеет последняя саркастическая фраза музыкальной композиции: «God loves his children, God loves his children, yeah!». Во многом работа и строится на таких непримиримых противоречиях.
Это ответ на мучительный и неразрешимый вопрос теодицеи: почему Творец добр, если в мире происходит столько ужасного? В «Эрго Прокси» все проще – люди созданы «по образу и подобию» его. Бог создал нас таковыми, и Бог сам творит эти бесчинства, ибо таков был скрытый от самого Бога замысел. Боги не просто несовершенны, они корыстны: создавая людей, они хотят уйти от своего одиночества и быть любимыми ими. Но процесс диалогичности в какой-то момент нарушается, и Прокси начинают ненавидеть людей. Психологически Прокси, божества этого художественного мира, максимально приближены к людям: они также корыстны, эгоистичны, одиноки и полны страданий и ненависти.
Прокси являются всемогущими, они строят города и за один миг могут уничтожить весь мир, но они не властны над самими собой.
Экзистенциальные вопросы в произведении являются ключевыми. Самый широкий из них – вопрос судьбы. В одной из сцен описывается
книжная лавка, куда попадают все потерявшиеся путники. Здесь они видят множество книг с названием имени пришедшего гостя. Но открыв эти книги, мы обнаруживаем, что они пусты. В этом месте находится загадочное существо, которое вернее всего будет назвать чистой мыслью. Оно управляет мыслями пришедшего путника и помогает найти нужную дорогу… к самому себе.
Понятие судьбы описывается в этой сцене, оно хорошо раскрывает понятие «анамнезиса». Это «история и воспоминание одновременно». В контексте этого мы можем рассматривать эти идеи и воспоминания как будущие. А будущее как закрытая книга. Только книги эти еще не написаны [3].
Понятие «судьбы» в зависимости от времени воспринималось человечеством по-разному. В ранней античности судьба понималась как рок – нечто неизбежное и непреодолимое. В «Эрго Прокси» оно соответствует современным представлениям о судьбе. Судьба – наши влечения и мотивы, которые влекут нас к определенным событиям, последствиям. Но мы способны изменить свою судьбу, изменив самого себя. Так, мы рассмотрели вопрос о свободе выбора в контексте судьбы: судьба – заданное направление развития, но куда нам идти – всегда решать нам самим.
Вопрос о смысле жизни в произведении прослеживается на протяжении всех серий, но вопрос так и остаётся открытым. Зачем Бог создал нас, если мы ему не нужны, почему создатель покинул нас? В чем смысл нашей жизни? Этими же вопросами задаются не только люди, но и зараженные авторейвы. «Нам и не нужны авторейвы» – говорит руководитель отдела управления авторейвами.
Нарисованные персонажи купола «Смайленд» тоже мечтают узнать, в чем смысл их жизни. Создатель этого мира прямо говорит, что они никому не нужные ничтожества. Парадокс в том, что нарисованные персонажи этого мира реальнее самого Прокси в этом фальшивом наигранном мире. Прокси этого купола, Will B. Good, все время говорит себе, что в его мире не должно быть случайностей и импровизации. Он отчаянно идет к своей цели, забывая, о том, что главное в произведении – его содержание, процесс развития.
В примере выше мы рассматривали создателя в границах его творчества. В десятой серии была показана параллель между Дедалом Юмено, ученого купола Ромдо, и сценаристом «Эрго Прокси» Даи Сато. Имя последнего было изображено на могиле с подписью главного сценариста. А затем была показана Рил, стоящая спиной. Созданная Дедалом, новая Рил, погибает также, как и Икар в античном мифе – ее крылья сгорают от лучей солнечного света. Мы не знаем, что конкретно сказал этим Даи Сато о себе, но мы точно можем отметить мотивы смерти, самоуничтожения, мотив отчуждения, любовь и ощущение бессмысленности своей работы как сценариста.
«Создатель мыслит, следовательно, мы существуем. Сколько бы мы ни мыслили, создатель не появляется. Мы мыслим, следовательно, мы существуем – наш raison d’être» (фр., смысл жизни) – говорят авторейвы, изображенные в виде античных статуй.
Мысль Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, существую» – протест, попытка отрицания своего создателя или, быть может, всего лишь самоутешение. Вот еще трактовка слов Р. Декарта: «Излишние размышления утруждают разум и ведут к преступлениям… Мы слишком мало знаем, следовательно, нам нужно рассуждать, следовательно, следовательно…» – говорят античные статуи-антуражи. «Я мыслю, следовательно, я…» – Рауль не оканчивает фразу. Данный контекст позволяет нам говорить о том, что творение не может существовать без своего создателя, а отрицание – ложный путь.
Вопрос о смысле жизни остается неразрешенным. Настоящее там, где мы делаем выбор, ломаем судьбу. Настоящее – сокровенная боль и наша любовь. Такой ответ дает Дедал в контексте смысла жизни, всевышнего замысла.
Тема протеста чрезвычайно важна в этой работе. Быть покорным и не искать ответов – важная заповедь достойного гражданина Ромдо. Этот город держится на неведении и самообмане. Поэтому при приближении героев к истине он разрушается, в этом заключается его парадокс. Винсент Лоу, создатель купола, сам себе признаётся, что ему никогда не стать достойным гражданином.
Свобода – не только сила и счастье, но и боль и утрата. У авторейвов нет иного смысла жизни как служение своему хозяину. Зараженный авторейв Игги очень привязан к Рил Мэйер, но вместе с этим ненавидит ее за холодность по отношению к себе и высокомерие. Он умирает, спасая ее, так и не сумев ответить себе на вопросы: почему Рил не любила его, он сам был ей не нужен? Почему из всех людей ему, Игги, досталась именно такая хозяйка?
Пример с Игги является примером негативной свободы. Яркий пример позитивной (по Э. Фромму) свободы – Пино. Ее помощь близким – это ее стремление, хоть и не вполне осознанное, на основе симпатии [4].
Эрго Прокси – Бог, который хотел создать идеальный мир. Но он создан божеством несовершенным, и мир приходит к упадку и саморазрушению, своему логическому концу. Эрго начинает ненавидеть свое творения, и эта ненависть становится взаимной. Он бежит от своей свободы, бежит от самого себя, своего отчаяния, бессилия, одиночества и ответственности и создает Винсента Лоу – свое альтер эго. Основные механизмы его защиты – вытеснение, отрицание, подавление, выражающиеся в стремлении любой ценой не соприкасаться с проблемой. Также мы наблюдаем реактивное образование при возвращении Винсента в купол как эмигранта (хотел всем понравится). Процесс возвращения памяти Винсента Лоу можно рассматривать с точки зрения теории психоанализа. Вспоминание – работа с вытеснением. Винсент Лоу, стремясь вернуть свои воспоминания, возвращается в родной купол Москву. В отдельной комнате он встречает авторейва, которому он передал все свои воспоминания. Подавляемые переживания возвращаются к нему, и он, сам того не сознавая, убивает этого авторейва. И только оказавшись в книжной лавке, в пространстве между этим миром и самим собой, у Винсента снова появляется возможность все вспомнить. В этом месте человек может познать практически все, но он с трудом способен был вместить в себя только одну мысль, что он, Винсент Лоу и есть Эрго Прокси. Именно это имел в виду Амнезия – хранитель памяти Эрго, раз за разом повторяя: то, что разделено, должно стать единым [5].
В заключение поговорим о Прокси Монаде, предположительно, посланнице жизни. В философской концепции Г.В. Лейбница монада – нематериальная сущность, при этом каждая из монад индивидуальна, и они не пересекаются друг с другом – эта философская концепция несла в себе ужас непреодолимого одиночества, которое является одной из основ строения всего постапокалиптического мира [2]. Мы знаем о Монаде Прокси очень немного, она умирает вначале, вероятно, потому что жизни не место в этом сериале.
Процитируем Кацкиса, еще одного Прокси, рассмотрев еще один парадокс: «Страдания связали нас любовью». Здоровая и постоянная связь – это исключение в виде развития отношений Пино, Рил и Винсента. Во всех остальных взаимоотношениях мы наблюдаем лишь душераздирующие трагедии. Наличие термина «монады» еще раз подчеркивает безграничное одиночество всех Прокси и всего художественного мира.
Таким образом, мы рассмотрели божественность как центральный смысловой мотив в аниме-сериале «Эрго Прокси», который может быть рассмотрен как попытка осмысления уже нашей реальности.
Мы установили, что божественность в сериале не возвышается над человеком, а наоборот, приравнивается к нему; картина мира с точки зрения божественности более всего приближена к античной; с точки зрения психологии мы рассмотрели личностные особенности главного героя, Эрго Прокси, как несовершенного божества, а также еще некоторых Прокси.
Также художественные образы произведения ставят перед зрителями экзистенциальные вопросы о смысле жизни, свободе выбора, личной ответственности.
Список литературы: