ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

СЕНТЯБРЬ  ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ  

Конференции 

  Олимпиады  

    Конкурсы    

 Публикации  

Карташева Е.С. Инклюзия как основа современного образования: нейропсихологическая адаптация программ для детей с особыми образовательными потребностями // Science Time. 2024. № 2(121). С. 10-17.

Статья: Карташева 2024-02.pdf

Полный выпуск: Science Time. Выпуск № 2 (2024).pdf


ИНКЛЮЗИЯ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ ПРОГРАММ ДЛЯ

ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

 

Карташева Елена Сергеевна,

основатель сети детских

садов «Кот в Шляпе»,

г. Ростов-на-Дону

 

E-mail: alekarta.work@gmail.com

 

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме инклюзивного образования для детей с особыми образовательными потребностями. В условиях глобализации и социального прогресса инклюзивное образование становится ключевым компонентом современной образовательной системы, обеспечивая равные возможности для всех обучающихся, включая детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако успешная интеграция таких детей в общеобразовательную среду требует нейропсихологической адаптации образовательных программ. В статье рассматриваются нейропсихологические методы, направленные на улучшение внимания, памяти, мышления и других когнитивных функций, а также предлагаются практические рекомендации для педагогов по применению этих методов в образовательном процессе.

Ключевые слова: инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, нейропсихологическая адаптация, когнитивные функции, внимание, память, нейропсихологические методы, образовательные программы, коррекция нарушений, педагогические рекомендации, инклюзивная среда, социальная интеграция, методы обучения, дети с ОВЗ.

 

Актуальность исследования

В условиях глобализации и социального прогресса инклюзивное образование становится важнейшим компонентом современной образовательной системы. В мире увеличивается число детей с особыми образовательными потребностями, и многие государства адаптируют свои системы образования, чтобы обеспечить равные возможности для всех обучающихся. Это особенно актуально для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые сталкиваются с трудностями в обучении из-за различных психофизиологических особенностей.

Несмотря на глобальные достижения в области инклюзивного образования, многие образовательные учреждения сталкиваются с проблемами в реализации инклюзивных программ. Одной из ключевых трудностей является недостаточная нейропсихологическая адаптация образовательных программ, что влияет на качество обучения детей с особыми потребностями. Современные нейропсихологические исследования подчеркивают важность индивидуализированного подхода в обучении, что требует изменений в методиках преподавания, особенно в отношении детей с нарушениями внимания, памяти, восприятия и других когнитивных функций.

Необходимо отметить, что в большинстве стран активно разрабатываются и внедряются новые модели инклюзивного образования. В этих моделях акцент делается на нейропсихологические аспекты, что позволяет повысить эффективность образовательного процесса и поддержать детей в процессе их интеграции в общеобразовательную среду. В то же время, несмотря на позитивные изменения, существует нехватка специализированных программ, обучающих материалов и квалифицированных специалистов, что является препятствием для полноценной реализации инклюзии.

Таким образом, исследование нейропсихологической адаптации образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями представляет собой актуальную задачу, направленную на улучшение качества инклюзивного образования и успешную социализацию таких детей в обществе.

Цель исследования

Целью данного исследования является разработка и обоснование нейропсихологической модели адаптации образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями, направленной на оптимизацию их обучения и успешную интеграцию в инклюзивную образовательную среду.

Материалы и методы исследования

Исследование основывается на анализе существующих методов нейропсихологической коррекции, использующихся в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ. Применяются как теоретический, так и практический подходы, включая нейропсихологические игры и упражнения, нейропедагогическую коррекцию, методы визуализации и когнитивной тренировки. Анализируются также данные из открытых источников, такие как статистика Министерства просвещения РФ, научные публикации и международные исследования в области инклюзивного образования.

Результаты исследования

Инклюзивное образование представляет собой организацию образовательного процесса, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных учреждениях [6].

На рисунке ниже представлены основные аспекты, которые лежат в основе инклюзивного образования и оказывают влияние на развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Эти элементы включают в себя уверенность в себе, полноценное образование, общение со сверстниками, воспитание отзывчивости и понимания к детям с ОВЗ, а также улучшение общественного восприятия проблем инвалидности.

 

Рис. 1 Влияние инклюзивного образования на развитие детей с ОВЗ [4]

 

В основе инклюзивного образования лежат принципы равенства, доступности и уважения к разнообразию. Это означает, что каждый ребенок имеет право на образование, которое соответствует его индивидуальным потребностям и возможностям. Инклюзия способствует социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), обеспечивая им возможность учиться и развиваться в обществе сверстников [3].

Согласно данным Министерства просвещения РФ, с 2020 по 2023 год число детей с особыми образовательными потребностями увеличилось на 28%. Это свидетельствует о повышении актуальности разработки и внедрения нейропсихологических методов в коррекционно-развивающую практику [2].

Нейропсихологические исследования показывают, что у детей с ОВЗ часто наблюдаются следующие нарушения:

1. Задержка психического развития (ЗПР) характеризуется замедленным развитием когнитивных функций, что затрудняет усвоение учебного материала и адаптацию в социальной среде.

2. Задержка речевого развития (ЗРР) выражается в недостаточном развитии речи, что влияет на коммуникацию и понимание окружающего мира.

3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) проявляется в трудностях концентрации внимания, импульсивности и гиперактивности, что затрудняет участие в учебном процессе.

4. Аутизм характеризуется нарушениями в социальной коммуникации и ограниченными интересами, что требует индивидуального подхода в обучении.

Для успешной диагностики и коррекции нарушений у детей с особыми образовательными потребностями применяются различные нейропсихологические методы. Эти методы направлены на развитие когнитивных функций, улучшение внимания, памяти и других психофизиологических процессов, что способствует успешной адаптации и обучению детей. В таблице 1 представлены основные нейропсихологические методы, их цели, задачи и примеры применения.

 

Таблица 1

 

Нейропсихологические методы диагностики и коррекции

нарушений у детей с особыми образовательными потребностями

Наименование метода

Предописание

Цели и задачи метода

Примеры применения

Нейропсихологические игры и упражнения

Способствуют развитию когнитивных функций и эмоционально-волевой сферы ребенка. Эти игры направлены на улучшение внимательности, памяти и других когнитивных способностей

Развитие внимания, памяти, когнитивных навыков, координации, улучшение эмоциональной устойчивости и самоконтроля

Игры на синхронизацию работы полушарий головного мозга, например, упражнения с мячом или «память» на различие в узорах. Игры для тренировки быстроты реакции и памяти

Нейропедагогическая коррекция

Включает двигательную активность, направленную на улучшение нейропсихологических функций ребенка. Это комплекс упражнений, который способствует формированию новых нейронных связей, улучшая развитие когнитивных функций

Улучшение мозговой активности, координации движений, сенсомоторных навыков, развитие интеллектуальной активности и устойчивости к стрессу

Упражнения на развитие моторики (например, балансировка, катание на качелях), арт-терапия, графические и письменные упражнения, упражнения на дыхание и расслабление

Методы визуализации

Использование визуальных материалов (карты, диаграммы, графики), чтобы помочь ребенку осознавать и запоминать информацию, структурировать знания и улучшать концентрацию

Развитие зрительной памяти, улучшение восприятия и структурирования информации, способность фокусироваться на важных деталях

Карты памяти, создание схем и диаграмм на основе прочитанного, работа с визуальными картами, рисунками для запоминания последовательности действий

Методы артикуляционной гимнастики

Направлены на улучшение артикуляции и речи ребенка, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями. Упражнения направлены на укрепление мышц лица и шеи

Улучшение речевой функции, развитие мелкой моторики, укрепление мышц артикуляторного аппарата, улучшение дикции

Упражнения на подвижность губ, языка, дыхательные упражнения, артикуляционные игры, пение и чтение с акцентом на правильную артикуляцию

Методы когнитивной тренировки

Включают упражнения, направленные на развитие памяти, внимания, мышления, логики и других когнитивных функций, необходимых для успешного обучения

Повышение уровня когнитивных функций, тренировка внимательности, критического мышления и памяти

Разгадывание логических задач, тренировка памяти с помощью карточек и игр на запоминание, решение задач на внимание и скорость реакции

Моторно-сенсорные тренировки

Включают упражнения, направленные на улучшение связи между моторикой и сенсорным восприятием, что важно для формирования общей координации и успешной адаптации

Развитие моторных и сенсорных навыков, улучшение координации, чувствительности, ориентировки в пространстве

Игры с мячом, упражнения на ловкость, работу с музыкальными инструментами, упражнения на чувствительность (определение предметов на ощупь)

Источник: разработка автора.

 

В России адаптация образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями является важным элементом инклюзивного образования. Согласно Федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС), образовательные учреждения обязаны обеспечивать условия для получения образования детьми с ОВЗ, учитывая их особенности и потребности.

Адаптированные образовательные программы (АОП) разрабатываются с целью коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ОВЗ и оказания помощи в освоении образовательной программы основного общего образования. Эти программы включают в себя изменения в содержании образования, методах и формах обучения, а также в организации образовательного процесса.

Существует несколько вариантов адаптированных образовательных программ в зависимости от категории ОВЗ ребенка. Например, для детей с нарушениями слуха разрабатываются специальные программы, учитывающие их потребности в обучении и коммуникации. Для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и расстройствами аутистического спектра (РАС) также существуют индивидуализированные подходы, направленные на развитие их когнитивных и социальных навыков. Каждый вариант программы учитывает специфические потребности обучающихся и направлен на максимальное развитие их потенциала.

Важным аспектом адаптации образовательных программ является создание доступной среды. Это включает в себя не только физическую доступность образовательных учреждений, но и обеспечение доступности учебных материалов, использование современных информационных и коммуникационных технологий, а также организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся. Современные технологии, такие как электронные учебники, интерактивные доски и онлайн-курсы, предоставляют широкие возможности для адаптации образовательного процесса и делают его более доступным и интересным для детей с ОВЗ [1].

Однако, несмотря на значительные усилия, предпринимаемые государством и образовательными учреждениями, система адаптации образовательных программ для детей с ОВЗ сталкивается с рядом проблем. К ним относятся недостаток квалифицированных кадров, недостаточное финансирование и отсутствие необходимого оборудования и материалов. Кроме того, социальные стереотипы и предубеждения могут затруднять интеграцию детей с ОВЗ в обычные классы. Для решения этих проблем необходимо продолжать работу по повышению квалификации педагогов, обеспечению образовательных учреждений необходимыми ресурсами и созданию инклюзивной образовательной среды.

Важным элементом для понимания различий и схожестей в практике инклюзивного образования является анализ подходов, используемых в разных странах. Сравнение практической реализации инклюзивного образования в России и зарубежных странах позволяет выявить как общие тенденции, так и уникальные особенности, связанные с национальными образовательными системами, законодательством, подготовкой кадров и материально-техническим обеспечением. Ниже представлена таблица 2, которая демонстрирует ключевые различия и сходства в реализации инклюзивного образования в России и за рубежом.

 

Таблица 2

Практическая реализация инклюзивного

образования в российских и зарубежных школах

Параметры

Россия

Зарубежные страны

История развития инклюзивного образования

В России инклюзивное образование начало развиваться с начала 2000-х годов. Принятие федеральных законов и стандартов, направленных на интеграцию детей с ОВЗ в общеобразовательные учреждения

В зарубежных странах (например, в Швеции, США, Великобритании) инклюзивное образование развивается с конца 20 века, активно внедряются соответствующие законодательные и практические подходы

Модель инклюзии

Включение детей с ОВЗ в общеобразовательные школы с адаптацией программ и созданием доступной среды

В Швеции дети с ОВЗ обучаются в общих классах с поддержкой. В США – интеграция через федеральный закон IDEA. Во Франции используется модель адаптации с временным переводом в специализированные классы

Законодательные инициативы

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», разработка ФГОС для детей с ОВЗ

В СШАзакон IDEA (Individuals with Disabilities Education Act), в Великобританиипрограмма Special Educational Needs. Швеция также имеет свою стратегию инклюзивного образования

Кадровая подготовка

Недостаток специалистов, программы повышения квалификации для педагогов

В зарубежных странах более развиты системы подготовки и сертификации педагогов для работы с детьми с ОВЗ. Регулярные курсы повышения квалификации и развитие специализированных курсов для педагогов

Материально-техническое обеспечение

Проблемы с оснащением школ и недостаток адаптированных учебных материалов

В США, Швеции и Великобритании в школах есть специализированные материалы, технические средства и помощники для учителей, поддерживающие обучение детей с ОВЗ

Уровень интеграции

Частичная интеграция – дети с ОВЗ обучаются в обычных классах, но могут получать специализированную помощь (психолог, логопед, дефектолог)

Высокий уровень интеграции – дети с ОВЗ обучаются в обычных классах с минимальной изоляцией, создаются специальные учебные материалы и адаптированные программы

Роль родителей

В России наблюдается рост активности родителей в вопросах инклюзивного образования, но существуют трудности с информированием и вовлечением в процесс

В странах Европы и США родители активно вовлечены в процесс образования детей с ОВЗ, существуют четкие механизмы взаимодействия с педагогами и специалистами

Источник: разработка автора.

 

Методические рекомендации для педагогов по нейропсихологической адаптации образовательных программ для детей с особыми образовательными потребностями являются важным инструментом для эффективного и индивидуализированного подхода в обучении [5].

Практические рекомендации для педагогов:

дифференциация учебного материала. Адаптация содержания уроков с учетом уровня развития учащихся, использование различных форм представления информации (визуальные, аудиальные, кинестетические);

использование нейропсихологических упражнений. Включение в занятия упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, пространственной ориентации и других когнитивных функций;

создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Обеспечение позитивного эмоционального фона на занятиях, использование похвалы и поощрений для мотивации учащихся;

мониторинг и коррекция образовательного процесса. Регулярная оценка прогресса учащихся, корректировка методов и подходов в зависимости от индивидуальных потребностей.

Применение нейропсихологических методов в образовательном процессе способствует не только улучшению когнитивных функций детей с ОВЗ, но и повышению их уверенности в себе, социальной адаптации и общей успешности в обучении.

Выводы

Таким образом, инклюзивное образование играет ключевую роль в обеспечении равных возможностей для детей с особыми образовательными потребностями, способствуя их социальной интеграции и развитию. Однако успешная интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс невозможна без нейропсихологической адаптации программ. Индивидуализированный подход, учитывающий особенности когнитивных и эмоциональных потребностей детей, является необходимым для повышения эффективности обучения.

Нейропсихологические методы, такие как игры, нейропедагогическая коррекция и когнитивные тренировки, способствуют улучшению внимания, памяти и других когнитивных функций, а также помогают детям лучше адаптироваться к учебному процессу. Важным аспектом является создание доступной образовательной среды, включая специализированные учебные материалы и использование современных технологий.

Для успешной реализации инклюзивного образования необходимо продолжать развивать подготовку педагогов, обеспечивать школы необходимыми ресурсами и активно вовлекать родителей в процесс. Нейропсихологическая адаптация образовательных программ играет важную роль в достижении этих целей.

 

Литература:

 

1. Варианты адаптированных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/varianti-adaptirovannih-obrazovatelnih-programm-dlya-detey-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovya-3566999.html.

2. Детский нейропсихолог-дефектолог: как построить карьеру и зарабатывать от 100 тысяч? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://astobr.com/articles/detskiy-neyropsikholog-defektolog-kak-postroit-kareru-i-zarabatyvat-ot-100-tysyach/.

3. Инклюзивное образование. Что это такое? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://kbsu.ru/bez-rubriki/inkljuzivnoe-obrazovanie-chto-jeto-takoe/.

4. Инклюзия в образовательном процессе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vtchk.ru/photo/inklyuziya-v-obrazovatelnom-protsesse/.

5. Методические рекомендации для педагогов по обучению детей с ОВЗ в общеобразовательной школе в условиях ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/04/25/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-pedagogov-po-obucheniyu.

6. Сущность инклюзивного образования и принципы его реализации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2023/01/23/sushchnost-inklyuzivnogo-obrazovaniya-i-printsipy-ego.