Шахбазян Э. Музыкальная терапия как средство реабилитации детей с аутизмом: современные методы и перспективы // Science Time. 2023. № 4(111). С. 59-66.
Статья: Шахбазян Э. 2023-04.pdf
Полный выпуск: Science Time. Выпуск № 4 (2023).pdf
МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Шахбазян Эрмине,
музыкальный преподаватель,
США, Калифорния, г. Лос-Анджелес
E-mail: pianoterapy1808@gmail.com
Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы музыкальной терапии, ключевые методики, обобщены эмпирические данные об эффективности вмешательства, проанализированы существующие ограничения и обозначены перспективы развития. Представлены мультидисциплинарные аспекты терапии и систематизированы направления коррекционной помощи в зависимости от симптоматики РАС. Выделены актуальные проблемы и предложены пути их преодоления с учётом новых технологических решений. Подчёркивается важность расширения доказательной базы музыкальной терапии, интеграции с ИИ и сенсорными платформами, а также институционального признания метода в образовательной и медицинской сферах.
Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, музыкальная терапия, сенсорная интеграция, социальные навыки, коррекционная педагогика, нейропсихология, реабилитация детей.
Актуальность исследования
Аутизм представляет собой одно из наиболее сложных и многофакторных расстройств нейроразвития, распространённость которого неуклонно растёт во всём мире. Частота диагностики расстройств аутистического спектра (РАС) у детей за последние два десятилетия увеличилась более чем в 10 раз, что обусловило необходимость поиска эффективных, научно обоснованных и одновременно гуманистических методов коррекционно-развивающего воздействия.
В условиях, когда традиционные методы терапии не всегда дают устойчивый результат, особенно при тяжёлых формах РАС, усиливается интерес к немедикаментозным подходам, среди которых особое место занимает музыкальная терапия. Данный метод основывается на способности музыки оказывать комплексное воздействие на мозговую активность, эмоциональную сферу и психофизическое состояние ребёнка. Музыка активирует слуховые, моторные, префронтальные и лимбические зоны мозга, способствует сенсорной интеграции, развитию невербальной коммуникации, снижению тревожности и аутостимуляторного поведения.
Результаты современных исследований, включая систематические обзоры и метаанализы, подтверждают положительное влияние музыкальной терапии на улучшение социальной вовлечённости, эмоционального реагирования и коммуникативных навыков у детей с аутизмом. В то же время в научной и практической среде сохраняется дефицит стандартизированных методик, устойчивых показателей эффективности и долгосрочных наблюдений, что актуализирует необходимость дальнейшего изучения вопроса.
Цель исследования
Целью данного исследования является всесторонняя оценка роли музыкальной терапии как эффективного средства реабилитации детей с аутизмом, выявление современных методик и определение направлений их дальнейшего развития.
Материалы и методы исследования
Исследование представляет собой теоретико-аналитический обзор, основанный на анализе открытых научных источников. Основу методологии составляют сравнительный и системный подходы, направленные на классификацию техник музыкальной терапии, их сопоставление по степени эффективности и возможности адаптации под нужды детей с РАС.
Результаты исследования
Музыкальная терапия определяется как систематический процесс вмешательства, в ходе которого терапевт помогает клиенту укрепить здоровье, используя музыкальные переживания и отношения, которые развиваются благодаря им, как динамические силы изменений [7].
История музыкотерапии намного «объемнее», чем кажется на первый взгляд. Многие принципы современного лечения музыкой можно найти в книгах, написанных столетия назад. Некоторые терапевты, подобно гуманисту Марсилио Фичино, ищут хорошо знакомые пациенту мелодии, вызывающие теплые воспоминания о прошлом. Другие тщательно подбирают ритм, чтобы воздействовать на эмоции. Кто-то предпочитает активную терапию, где пациент сам поет или играет на инструменте, кому-то ближе терапия рецептивная, в этом случае пациент только слушает определенные композиции. Но главное, что не изменилось со времен Пифагора, – это сама способность ритмов и мелодий создавать настроение и поддерживать силы [4].
В случае детей с РАС применяются подходы, ориентированные на ресурсы личности, где терапия выстраивается вокруг сильных сторон ребёнка, развивая социальное взаимодействие.
Ключевые концептуальные направления музыкальной терапии для детей с аутизмом представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ключевые концептуальные направления
музыкальной терапии для детей с аутизмом
Подход |
Краткое описание |
Цели и задачи |
Сенсорно-перцептуальный |
Основан на теории сенсорной интеграции (A. Jean Ayres). Музыка используется как структурированный стимул |
Улучшение сенсорной регуляции, снижение гипо- и гиперчувствительности, стабилизация эмоций |
Развивательный |
Опирается на этапное развитие когнитивных и моторных функций в рамках музыкальной активности |
Формирование базовых и социальных навыков через музыку, развитие речи, внимания, памяти |
Предполагает создание музыки совместно с терапевтом, исходя из отклика ребёнка. Центр – эмоциональный контакт |
Развитие эмоционального выражения, инициативности, доверия, взаимодействия |
|
Орф-подход |
Сочетание музыки, движения, речи и игры. Основан на простоте и естественности музыкального выражения |
Улучшение моторики, ритма, социальных навыков, вовлечение родителей |
Поведенческий (ABA-интеграция) |
Музыка используется как подкрепление в рамках ABA-сессий (Applied Behavior Analysis) |
Усвоение адаптивного поведения, снижение проблемных форм поведения, мотивация к обучению |
Рецептивный |
Прослушивание заранее подобранной музыки с целью регуляции эмоционального состояния |
Снижение тревожности, агрессии, стимуляция речи, нормализация сна |
Технологически-ориентированный |
Использование цифровых и мультимедийных решений: интерактивных приложений, сенсоров, VR/AR и др. |
Повышение мотивации, персонализация терапии, расширение сенсорных и коммуникативных каналов |
Расстройства аутистического спектра характеризуются широкой вариативностью симптомов и уровней выраженности, что требует комплексного и междисциплинарного подхода к диагностике, коррекции и сопровождению.
Каждый ребенок уникален и заслуживает максимального внимания, чтобы преодолеть трудности и раскрыть свой потенциал. Коррекция нежелательного поведения у детей с РАС – это долгий, но чрезвычайно значимый процесс, который требует терпения и профессионализма [5].
При этом эффективная помощь возможна только при участии специалистов разных профилей, способных координировать действия и строить индивидуальный маршрут развития ребёнка. Таблица 2 систематизирует ключевые сферы нарушений при РАС, характерные проявления и соответствующих специалистов, участвующих в оказании помощи.
Таблица 2
Основные характеристики РАС и мультидисциплинарная помощь
Сфера нарушений |
Особенности проявлений |
Специалисты / подходы |
Коммуникация |
Эхолалия, нарушение невербальной коммуникации, интонации |
Логопед, нейропсихолог, AAC (PECS) |
Поведение |
Стриминги, рутинность, агрессия |
Поведенческий терапевт (ABA), психолог |
Эмоциональная регуляция |
Тревожность, эмоциональные вспышки |
Психолог, арт-/ музыкотерапевт |
Социальная адаптация |
Трудности в контакте, школа, друзья |
Социальный педагог, психотерапия для семьи |
Коморбидные состояния |
ADHD, эпилепсия, сенсорные нарушения, нарушения сна, моторики |
Невролог, психиатр, эрготерапевт |
Биомедицинская оценка |
Генетика, обмен веществ, иммунологические и метаболические маркеры |
Педиатр, генетик, гастроэнтеролог |
Положительное влияние искусства на центральную нервную систему отмечали психиатры А. Л. Гройсман и В. Райков. Последний указывал на психокоррекционное воздействие живописи на человека, особенно при его активном участии в изобразительной деятельности и создании живописного произведения. Наблюдения психотерапевта С. Мамулова показали, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке [2, с. 115].
Использование музыкальной терапии в работе с детьми с РАС фокусируется на развитии межличностных отношений и социального взаимодействия, улучшении общения, развитии интереса к творческой игре и другим видам деятельности, а также на содействии психомоторному развитию, управлению и снижению стереотипного поведения. Музыкальная терапия помогает проявлять инициативу и сознательно взаимодействовать с окружающими его людьми через положительный опыт, чтобы разнообразить свое социальное поведение [1, с. 27].
Музыкальная терапия нацелена на:
– Развитие речевых функций и коммуникативных навыков – через совместное пение, разговоры в ритме, вокальные упражнения.
– Улучшение социальных навыков и эмоциональной вовлечённости – посредством импровизации, совместных музыкальных игр, укрепления доверия между ребёнком, терапевтом и сверстниками.
– Регуляцию поведения и эмоционального фона – музыка снижает тревожность, стимулирует самоощущение и расширяет способность к адаптивному поведению.
– Улучшение сенсорной интеграции и моторики – инструменты и движение под музыку способствуют развитию моторного контроля и координации.
Этапы терапевтического процесса музыкальной терапии при работе с детьми с РАС представлены на рисунке ниже.
Рис. 1 Этапы терапевтического процесса
В условиях роста распространённости аутизма и необходимости мультидисциплинарного подхода музыкальная терапия активно развивается, приобретая новые научно обоснованные формы.
1. Нейрологическая музыкальная терапия (NMT).
NMT – это доказательно обоснованная система из 20 методов, направленных на коррекцию сенсомоторных, речевых и когнитивных нарушений, базирующаяся на нейронауках.
– Сенсомоторные техники (Sensorimotor Training) включают ритмическую аудиостимулацию (RAS) – способствующую улучшению координации и моторики посредством ритмического сопровождения.
– Работает на базе энтрейнмента – активации кортикально‑церебеллярных связей за счёт синхронизации движений с ритмом.
– В RCT-пилоте онлайн‑сессии (9 сеансов NMT) продемонстрировали значимое улучшение моторных и познавательных показателей (BOT‑2, TEA‑Ch2) у детей 5-10 лет.
2. Импровизационный подход Нордоффа–Роббинса.
Метод основан на совместном музыкальном творчестве ребёнка и терапевта, с акцентом на вовлечённость через музыку.
– Исследования показали: увеличение музыкального ангажемента связано с ростом гибкости, внимания и эмоциональной вовлечённости.
– Nordoff‑Robbins формулирует принцип: музыка запускает выражение, способно активировать «спящие» коммуникативные и эмоциональные ресурсы.
3. Образовательная и Orff‑ориентированная терапия.
Использует песенно-инструментальные занятия, простые музыкальные игры и ритмические упражнения – в группах или индивидуально.
– Рандомизированные исследования системы Orff продемонстрировали улучшение социальной вовлечённости, коммуникативных навыков и снижения стереотипного поведения.
– Образовательную терапию описывают как структуру заданий, направленную на речь, сенсорику и моторику [6].
4. Рецептивные музыкальные методы.
Прослушивание специально подобранной музыки показывает эффективность в снижении тревожности и улучшении эмоциональной регуляции. Музыка поддерживает саморегуляцию эмоций, создавать безопасный поведенческий фон.
5. Технологические расширения и робототехника.
Развиваются инновационные платформы с элементами интерактивности:
– Музыкальные роботы (NAO-платформы) – осмысленные музыкальные взаимодействия, улучшающие моторный контроль (~70 %) и навыки чередования ролей у детей с РАС.
– AI-системы – поддержка музыкотерапевтов через генерацию музыкального сопровождения, эмоции, гибкость сессий.
– Мультимодальные интерфейсы MSE – синтез музыки и живописи для совместного выражения и социального взаимодействия.
Несмотря на весомые доказательства пользы музыкальной терапии, её применение ограничено такими факторами, как малые выборки в исследованиях, отсутствие стандартизации, риск сенсорной перегрузки, высокая стоимость, кадровый дефицит и неустойчивость финансирования (таблица 3).
Таблица 3
Проблемы и ограничения музыкальной терапии
Направление |
Проблема / ограничение |
Последствия |
Доказательная база |
Мелкие выборки, гетерогенные методы, отсутствие долгосрочных RCT |
Сложно проводить мета‑анализы и давать сильные рекомендации |
Методология |
Нет унификации протоколов, слабая стандартизация |
Разные результаты в разных клиниках |
Сенсорные риски |
Возможна перегрузка у чувствительных детей |
Ухудшение самочувствия, снижение мотивации |
Ресурсное использование |
Необходимость регулярной практики вне сессий |
Давление на семьи, усталость |
Финансовая доступность |
Ограниченное страховое покрытие, низкая оплата терапии |
Потеря качества, доступности |
Кадровый дефицит |
Недостаток специалистов с нужной квалификацией |
Неравномерное оказание помощи |
Культурная адаптация |
Низкая культурная чувствительность методик |
Снижение эффективности в мультикультурных группах |
Диагностические узлы |
Игнорирование сопутствующих нарушений |
Неполное и несфокусированное лечение |
Нейромеханизмы |
Не описаны четкие связи между музыкой и функциями мозга |
Невозможно разработать целенаправленные интервенции |
Для устранения этих ограничений необходимы крупные RCT, устойчивые протоколы терапии, расширение подготовки специалистов и обеспечение финансовой и культурной доступности.
Можно отметить несколько условий для педагога, способствующих эффективному проведению занятий [3, с. 429]:
1. Педагог обязательно должен пребывать в положительном настроении, проводить занятия с удовольствием и энтузиазмом, чтобы захватить детей своим настроением.
2. Музыкальное занятие должно отвечать принципам целостности, системности и целесообразной законченности.
3. На занятиях с детьми желательно присутствие тьюторов рядом, чтобы на начальных этапах помогать им включаться в совместную групповую работу, осуществлять помощь в выполнении заданий, направлять движения.
Перспективы развития музыкальной терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра связаны с укреплением её научной обоснованности, расширением клинического применения и интеграцией с современными технологиями. В ближайшие годы ожидается рост количества масштабных рандомизированных исследований, направленных на стандартизацию протоколов терапии и выявление устойчивых нейрофизиологических механизмов воздействия музыки на мозг ребёнка с РАС.
Перспективным направлением становится развитие нейромузыкальной терапии (NMT), применение искусственного интеллекта и сенсорных технологий (VR/AR, мультимодальные среды), позволяющих персонализировать терапевтический процесс.
Большое внимание уделяется подготовке специалистов, мультидисциплинарной интеграции музыкальной терапии в образовательные и медицинские учреждения, а также расширению доступа к терапии в регионах. Внедрение семейно-центрированных моделей, адаптированных к культурным и социальным условиям, также рассматривается как важный вектор развития.
Выводы
Таким образом, музыкальная терапия является эффективным инструментом в реабилитации детей с РАС, обладающим доказанным воздействием на развитие речи, социальных навыков, снижение тревожности и коррекцию сенсорных дисфункций. Современные методы терапии включают импровизационные и структурированные подходы, активные и рецептивные форматы, а также технологически-ориентированные модели с применением VR и ИИ. Тем не менее, развитие метода сдерживается рядом факторов: отсутствием унифицированных протоколов, слабой стандартизацией, недостаточной доказательной базой по долгосрочному эффекту и низкой доступностью в ряде регионов.
Перспективы направления связаны с расширением масштабных исследований, внедрением нейронаучных методов оценки эффективности, развитием мультисенсорных платформ и интеграцией музыкальной терапии в национальные программы коррекционной помощи. Внедрение персонализированных и семейно-центрированных моделей взаимодействия позволит повысить адаптационный потенциал детей с РАС и улучшить качество их жизни.
Литература:
1. Бутова Л.А., Румянцева К.В. Музыкальная терапия как метод коррекции в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками. – 2022. – С. 25-28.
2. Налбандьян М.А., Мигунова М.Г. Музыкотерапия и ее становление в науке и практике // Kant. – 2012. – № 2(5). – С. 113-116.
3. Серебрякова А.В., Трофимова Е.Д. Музыкотера пия в работе с детьми – аутистами // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. – 2020. – С. 427-429.
4. Как музыка стала лекарством для тела и души: краткая история музыкотерапии – Нож [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knife.media/ancient-music-therapy/.
5. Коррекция поведения у детей с РАС в Москве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://teens-centr.ru/reabilitatsiya/korrektsiya-povedeniya-u-detey-s-ras/.
6. Music Therapy for Autism – Goally [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://getgoally.com/blog/music-therapy-for-autism/?utm_source.
7. Music therapy to promote psychological and physiological relaxation in palliative care patients: protocol of a randomized controlled trial | BMC Palliative Care | Full Text [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bmcpalliatcare.biomedcentral.com/articles/10.1186/1472-684X-13-60.