ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ

ИЮНЬ  ИЮЛЬ АВГУСТ  

Конференции 

  Олимпиады  

    Конкурсы    

 Публикации  

Шахбазян Э. Музыкальная терапия как средство реабилитации детей с аутизмом: современные методы и перспективы // Science Time. 2023. № 4(111). С. 59-66.

Статья: Шахбазян Э. 2023-04.pdf

Полный выпуск: Science Time. Выпуск № 4 (2023).pdf


МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ
ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ: СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

 

Шахбазян Эрмине,

⁠музыкальный преподаватель,

США, Калифорния, г. Лос-Анджелес

 

E-mail: pianoterapy1808@gmail.com

 

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические основы музыкальной терапии, ключевые методики, обобщены эмпирические данные об эффективности вмешательства, проанализированы существующие ограничения и обозначены перспективы развития. Представлены мультидисциплинарные аспекты терапии и систематизированы направления коррекционной помощи в зависимости от симптоматики РАС. Выделены актуальные проблемы и предложены пути их преодоления с учётом новых технологических решений. Подчёркивается важность расширения доказательной базы музыкальной терапии, интеграции с ИИ и сенсорными платформами, а также институционального признания метода в образовательной и медицинской сферах.

Ключевые слова: аутизм, расстройства аутистического спектра, музыкальная терапия, сенсорная интеграция, социальные навыки, коррекционная педагогика, нейропсихология, реабилитация детей.

 

Актуальность исследования

Аутизм представляет собой одно из наиболее сложных и многофакторных расстройств нейроразвития, распространённость которого неуклонно растёт во всём мире. Частота диагностики расстройств аутистического спектра (РАС) у детей за последние два десятилетия увеличилась более чем в 10 раз, что обусловило необходимость поиска эффективных, научно обоснованных и одновременно гуманистических методов коррекционно-развивающего воздействия.

В условиях, когда традиционные методы терапии не всегда дают устойчивый результат, особенно при тяжёлых формах РАС, усиливается интерес к немедикаментозным подходам, среди которых особое место занимает музыкальная терапия. Данный метод основывается на способности музыки оказывать комплексное воздействие на мозговую активность, эмоциональную сферу и психофизическое состояние ребёнка. Музыка активирует слуховые, моторные, префронтальные и лимбические зоны мозга, способствует сенсорной интеграции, развитию невербальной коммуникации, снижению тревожности и аутостимуляторного поведения.

Результаты современных исследований, включая систематические обзоры и метаанализы, подтверждают положительное влияние музыкальной терапии на улучшение социальной вовлечённости, эмоционального реагирования и коммуникативных навыков у детей с аутизмом. В то же время в научной и практической среде сохраняется дефицит стандартизированных методик, устойчивых показателей эффективности и долгосрочных наблюдений, что актуализирует необходимость дальнейшего изучения вопроса.

Цель исследования

Целью данного исследования является всесторонняя оценка роли музыкальной терапии как эффективного средства реабилитации детей с аутизмом, выявление современных методик и определение направлений их дальнейшего развития.

Материалы и методы исследования

Исследование представляет собой теоретико-аналитический обзор, основанный на анализе открытых научных источников. Основу методологии составляют сравнительный и системный подходы, направленные на классификацию техник музыкальной терапии, их сопоставление по степени эффективности и возможности адаптации под нужды детей с РАС.

Результаты исследования

Музыкальная терапия определяется как систематический процесс вмешательства, в ходе которого терапевт помогает клиенту укрепить здоровье, используя музыкальные переживания и отношения, которые развиваются благодаря им, как динамические силы изменений [7].

История музыкотерапии намного «объемнее», чем кажется на первый взгляд. Многие принципы современного лечения музыкой можно найти в книгах, написанных столетия назад. Некоторые терапевты, подобно гуманисту Марсилио Фичино, ищут хорошо знакомые пациенту мелодии, вызывающие теплые воспоминания о прошлом. Другие тщательно подбирают ритм, чтобы воздействовать на эмоции. Кто-то предпочитает активную терапию, где пациент сам поет или играет на инструменте, кому-то ближе терапия рецептивная, в этом случае пациент только слушает определенные композиции. Но главное, что не изменилось со времен Пифагора, – это сама способность ритмов и мелодий создавать настроение и поддерживать силы [4].

В случае детей с РАС применяются подходы, ориентированные на ресурсы личности, где терапия выстраивается вокруг сильных сторон ребёнка, развивая социальное взаимодействие.

Ключевые концептуальные направления музыкальной терапии для детей с аутизмом представлены в таблице 1.

 

Таблица 1

Ключевые концептуальные направления

музыкальной терапии для детей с аутизмом

Подход

Краткое описание

Цели и задачи

Сенсорно-перцептуальный

Основан на теории сенсорной интеграции (A. Jean Ayres). Музыка используется как структурированный стимул

Улучшение сенсорной регуляции, снижение гипо- и гиперчувствительности, стабилизация эмоций

Развивательный

Опирается на этапное развитие когнитивных и моторных функций в рамках музыкальной активности

Формирование базовых и социальных навыков через музыку, развитие речи, внимания, памяти

Импровизационный подход Нордоффа–Роббинса

Предполагает создание музыки совместно с терапевтом, исходя из отклика ребёнка. Центр – эмоциональный контакт

Развитие эмоционального выражения, инициативности, доверия, взаимодействия

Орф-подход

Сочетание музыки, движения, речи и игры. Основан на простоте и естественности музыкального выражения

Улучшение моторики, ритма, социальных навыков, вовлечение родителей

Поведенческий (ABA-интеграция)

Музыка используется как подкрепление в рамках ABA-сессий (Applied Behavior Analysis)

Усвоение адаптивного поведения, снижение проблемных форм поведения, мотивация к обучению

Рецептивный

Прослушивание заранее подобранной музыки с целью регуляции эмоционального состояния

Снижение тревожности, агрессии, стимуляция речи, нормализация сна

Технологически-ориентированный

Использование цифровых и мультимедийных решений: интерактивных приложений, сенсоров, VR/AR и др.

Повышение мотивации, персонализация терапии, расширение сенсорных и коммуникативных каналов

 

Расстройства аутистического спектра характеризуются широкой вариативностью симптомов и уровней выраженности, что требует комплексного и междисциплинарного подхода к диагностике, коррекции и сопровождению.

Каждый ребенок уникален и заслуживает максимального внимания, чтобы преодолеть трудности и раскрыть свой потенциал. Коррекция нежелательного поведения у детей с РАС – это долгий, но чрезвычайно значимый процесс, который требует терпения и профессионализма [5].

При этом эффективная помощь возможна только при участии специалистов разных профилей, способных координировать действия и строить индивидуальный маршрут развития ребёнка. Таблица 2 систематизирует ключевые сферы нарушений при РАС, характерные проявления и соответствующих специалистов, участвующих в оказании помощи.

 

Таблица 2

Основные характеристики РАС и мультидисциплинарная помощь

Сфера нарушений

Особенности проявлений

Специалисты / подходы

Коммуникация

Эхолалия, нарушение невербальной коммуникации, интонации

Логопед, нейропсихолог, AAC (PECS)

Поведение

Стриминги, рутинность, агрессия

Поведенческий терапевт (ABA), психолог

Эмоциональная регуляция

Тревожность, эмоциональные вспышки

Психолог, арт-/ музыкотерапевт

Социальная адаптация

Трудности в контакте, школа, друзья

Социальный педагог, психотерапия для семьи

Коморбидные состояния

ADHD, эпилепсия, сенсорные нарушения, нарушения сна, моторики

Невролог, психиатр, эрготерапевт

Биомедицинская оценка

Генетика, обмен веществ, иммунологические и метаболические маркеры

Педиатр, генетик, гастроэнтеролог

 

Положительное влияние искусства на центральную нервную систему отмечали психиатры А. Л. Гройсман и В. Райков. Последний указывал на психокоррекционное воздействие живописи на человека, особенно при его активном участии в изобразительной деятельности и создании живописного произведения. Наблюдения психотерапевта С. Мамулова показали, что нормализации деятельности сердечно-сосудистой системы помогает музыка, исполняемая на кларнете и скрипке [2, с. 115].

Использование музыкальной терапии в работе с детьми с РАС фокусируется на развитии межличностных отношений и социального взаимодействия, улучшении общения, развитии интереса к творческой игре и другим видам деятельности, а также на содействии психомоторному развитию, управлению и снижению стереотипного поведения. Музыкальная терапия помогает проявлять инициативу и сознательно взаимодействовать с окружающими его людьми через положительный опыт, чтобы разнообразить свое социальное поведение [1, с. 27].

Музыкальная терапия нацелена на:

– Развитие речевых функций и коммуникативных навыков – через совместное пение, разговоры в ритме, вокальные упражнения.

– Улучшение социальных навыков и эмоциональной вовлечённости – посредством импровизации, совместных музыкальных игр, укрепления доверия между ребёнком, терапевтом и сверстниками.

– Регуляцию поведения и эмоционального фона – музыка снижает тревожность, стимулирует самоощущение и расширяет способность к адаптивному поведению.

– Улучшение сенсорной интеграции и моторики – инструменты и движение под музыку способствуют развитию моторного контроля и координации.

Этапы терапевтического процесса музыкальной терапии при работе с детьми с РАС представлены на рисунке ниже.

 

Рис. 1 Этапы терапевтического процесса

 

В условиях роста распространённости аутизма и необходимости мультидисциплинарного подхода музыкальная терапия активно развивается, приобретая новые научно обоснованные формы.

1. Нейрологическая музыкальная терапия (NMT).

NMT – это доказательно обоснованная система из 20 методов, направленных на коррекцию сенсомоторных, речевых и когнитивных нарушений, базирующаяся на нейронауках.

– Сенсомоторные техники (Sensorimotor Training) включают ритмическую аудиостимулацию (RAS) – способствующую улучшению координации и моторики посредством ритмического сопровождения.

– Работает на базе энтрейнмента – активации кортикально‑церебеллярных связей за счёт синхронизации движений с ритмом.

– В RCT-пилоте онлайн‑сессии (9 сеансов NMT) продемонстрировали значимое улучшение моторных и познавательных показателей (BOT‑2, TEA‑Ch2) у детей 5-10 лет.

2. Импровизационный подход Нордоффа–Роббинса.

Метод основан на совместном музыкальном творчестве ребёнка и терапевта, с акцентом на вовлечённость через музыку.

– Исследования показали: увеличение музыкального ангажемента связано с ростом гибкости, внимания и эмоциональной вовлечённости.

– Nordoff‑Robbins формулирует принцип: музыка запускает выражение, способно активировать «спящие» коммуникативные и эмоциональные ресурсы.

3. Образовательная и Orff‑ориентированная терапия.

Использует песенно-инструментальные занятия, простые музыкальные игры и ритмические упражнения – в группах или индивидуально.

– Рандомизированные исследования системы Orff продемонстрировали улучшение социальной вовлечённости, коммуникативных навыков и снижения стереотипного поведения.

– Образовательную терапию описывают как структуру заданий, направленную на речь, сенсорику и моторику [6].

4. Рецептивные музыкальные методы.

Прослушивание специально подобранной музыки показывает эффективность в снижении тревожности и улучшении эмоциональной регуляции. Музыка поддерживает саморегуляцию эмоций, создавать безопасный поведенческий фон.

5. Технологические расширения и робототехника.

Развиваются инновационные платформы с элементами интерактивности:

– Музыкальные роботы (NAO-платформы) – осмысленные музыкальные взаимодействия, улучшающие моторный контроль (~70 %) и навыки чередования ролей у детей с РАС.

– AI-системы – поддержка музыкотерапевтов через генерацию музыкального сопровождения, эмоции, гибкость сессий.

– Мультимодальные интерфейсы MSE – синтез музыки и живописи для совместного выражения и социального взаимодействия.

Несмотря на весомые доказательства пользы музыкальной терапии, её применение ограничено такими факторами, как малые выборки в исследованиях, отсутствие стандартизации, риск сенсорной перегрузки, высокая стоимость, кадровый дефицит и неустойчивость финансирования (таблица 3).

 

Таблица 3

Проблемы и ограничения музыкальной терапии

Направление

Проблема / ограничение

Последствия

Доказательная база

Мелкие выборки, гетерогенные методы, отсутствие долгосрочных RCT

Сложно проводить мета‑анализы и давать сильные рекомендации

Методология

Нет унификации протоколов, слабая стандартизация

Разные результаты в разных клиниках

Сенсорные риски

Возможна перегрузка у чувствительных детей

Ухудшение самочувствия, снижение мотивации

Ресурсное использование

Необходимость регулярной практики вне сессий

Давление на семьи, усталость

Финансовая доступность

Ограниченное страховое покрытие, низкая оплата терапии

Потеря качества, доступности

Кадровый дефицит

Недостаток специалистов с нужной квалификацией

Неравномерное оказание помощи

Культурная адаптация

Низкая культурная чувствительность методик

Снижение эффективности в мультикультурных группах

Диагностические узлы

Игнорирование сопутствующих нарушений

Неполное и несфокусированное лечение

Нейромеханизмы

Не описаны четкие связи между музыкой и функциями мозга

Невозможно разработать целенаправленные интервенции

 

Для устранения этих ограничений необходимы крупные RCT, устойчивые протоколы терапии, расширение подготовки специалистов и обеспечение финансовой и культурной доступности.

Можно отметить несколько условий для педагога, способствующих эффективному проведению занятий [3, с. 429]:

1. Педагог обязательно должен пребывать в положительном настроении, проводить занятия с удовольствием и энтузиазмом, чтобы захватить детей своим настроением.

2. Музыкальное занятие должно отвечать принципам целостности, системности и целесообразной законченности.

3. На занятиях с детьми желательно присутствие тьюторов рядом, чтобы на начальных этапах помогать им включаться в совместную групповую работу, осуществлять помощь в выполнении заданий, направлять движения.

Перспективы развития музыкальной терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра связаны с укреплением её научной обоснованности, расширением клинического применения и интеграцией с современными технологиями. В ближайшие годы ожидается рост количества масштабных рандомизированных исследований, направленных на стандартизацию протоколов терапии и выявление устойчивых нейрофизиологических механизмов воздействия музыки на мозг ребёнка с РАС.

Перспективным направлением становится развитие нейромузыкальной терапии (NMT), применение искусственного интеллекта и сенсорных технологий (VR/AR, мультимодальные среды), позволяющих персонализировать терапевтический процесс.

Большое внимание уделяется подготовке специалистов, мультидисциплинарной интеграции музыкальной терапии в образовательные и медицинские учреждения, а также расширению доступа к терапии в регионах. Внедрение семейно-центрированных моделей, адаптированных к культурным и социальным условиям, также рассматривается как важный вектор развития.

Выводы

Таким образом, музыкальная терапия является эффективным инструментом в реабилитации детей с РАС, обладающим доказанным воздействием на развитие речи, социальных навыков, снижение тревожности и коррекцию сенсорных дисфункций. Современные методы терапии включают импровизационные и структурированные подходы, активные и рецептивные форматы, а также технологически-ориентированные модели с применением VR и ИИ. Тем не менее, развитие метода сдерживается рядом факторов: отсутствием унифицированных протоколов, слабой стандартизацией, недостаточной доказательной базой по долгосрочному эффекту и низкой доступностью в ряде регионов.

Перспективы направления связаны с расширением масштабных исследований, внедрением нейронаучных методов оценки эффективности, развитием мультисенсорных платформ и интеграцией музыкальной терапии в национальные программы коррекционной помощи. Внедрение персонализированных и семейно-центрированных моделей взаимодействия позволит повысить адаптационный потенциал детей с РАС и улучшить качество их жизни.

 

Литература:

 

1. Бутова Л.А., Румянцева К.В. Музыкальная терапия как метод коррекции в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Образование XXI века: факторы и предикторы успешности освоения образовательной программы школьниками. – 2022. – С. 25-28.

2. Налбандьян М.А., Мигунова М.Г. Музыкотерапия и ее становление в науке и практике // Kant. – 2012. – № 2(5). – С. 113-116.

3. Серебрякова А.В., Трофимова Е.Д. Музыкотера пия в работе с детьми – аутистами // Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика. – 2020. – С. 427-429.

4. Как музыка стала лекарством для тела и души: краткая история музыкотерапии – Нож [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knife.media/ancient-music-therapy/.

5. Коррекция поведения у детей с РАС в Москве [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://teens-centr.ru/reabilitatsiya/korrektsiya-povedeniya-u-detey-s-ras/.

6. Music Therapy for Autism – Goally [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://getgoally.com/blog/music-therapy-for-autism/?utm_source.

7. Music therapy to promote psychological and physiological relaxation in palliative care patients: protocol of a randomized controlled trial | BMC Palliative Care | Full Text [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://bmcpalliatcare.biomedcentral.com/articles/10.1186/1472-684X-13-60.