Улукманова Б. Современные интерьеры Казахстана: сочетание национальных традиций и минимализма // Science Time. 2024. № 2(121). С. 24-31.
Статья: Улукманова Б. 2024-02.pdf
Полный выпуск: Science Time. Выпуск № 2 (2024).pdf
СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ КАЗАХСТАНА:
СОЧЕТАНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И МИНИМАЛИЗМА
Улукманова Бахытгул,
основатель и руководитель дизайн студии,
Студия «Techstyle Interiors», г. Алматы, Казахстан
E-mail: bahyt1704@gmail.com
Аннотация. Статья посвящена исследованию современных тенденций в интерьерном дизайне Казахстана с акцентом на сочетание национальных традиций и минимализма. Рассматриваются ключевые аспекты, влияющие на развитие интерьерного дизайна в стране, включая исторические, культурные и социальные факторы, а также глобальные тренды в архитектуре и дизайне. Исследуется взаимодействие минимализма как мирового тренда с традиционными казахскими элементами, такими как орнаменты, текстиль и архитектурные мотивы. Ожидается, что в будущем интерьерный дизайн Казахстана будет развиваться в направлении технологических инноваций, экологичности и сохранения культурной идентичности. Статья также анализирует примеры зданий и интерьеров в Казахстане, которые иллюстрируют это сочетание.
Ключевые слова: интерьерный дизайн, минимализм, национальные традиции, культурная идентичность, современные тенденции, экологичный дизайн, архитектурные мотивы, технологические инновации, глобальные тренды.
Актуальность исследования
Современные интерьеры Казахстана являются отражением уникальной культурной идентичности страны, а также процессов глобализации и модернизации. В последние десятилетия наблюдается интерес к сочетанию национальных традиций с мировыми трендами, в частности, с минимализмом, который активно используется в дизайне интерьеров. Это сочетание способствует созданию функциональных, эстетически привлекательных и культурно насыщенных пространств. Важно отметить, что минимализм как стиль в интерьере требует особого подхода в контексте казахской культуры, которая традиционно ориентирована на богатство декоративных элементов и разнообразие форм.
Сочетание традиционных казахских мотивов, таких как орнаменты, текстиль, использование натуральных материалов, с принципами минимализма, позволяет создавать новые визуальные и функциональные решения, которые учитывают как историческое наследие, так и современные потребности общества. В связи с этим, актуальность исследования заключается в необходимости анализа и систематизации этого процесса, а также в выявлении основных факторов, влияющих на формирование современных интерьеров, где традиции и минимализм существуют в гармонии.
Цель исследования
Целью данного исследования является анализ современных интерьеров Казахстана через призму сочетания национальных традиций и минимализма.
Материалы и методы исследования
Материалы исследования: научная литература и статьи по темам интерьерного дизайна, архитектуры, минимализма и традиционных казахских мотивов, современные архитектурные проекты.
Методы исследования включают качественный и количественный анализ, а также визуальный и текстовый контент-анализ для выявления основных тенденций и предпочтений в казахстанском дизайне.
Результаты исследования
Интерьерные традиции Казахстана развивались в контексте кочевой культуры, а также под влиянием различных историко-социальных изменений, происходивших на территории страны.
Казахская кочевая культура традиционно ориентировалась на мобильность, что определяло особенности обустройства жилых и хозяйственных пространств. В отличие от стационарных домов, кочевники использовали временные жилища – юрты, которые были приспособлены для быстрой разборки и транспортировки. Эти конструкции представляли собой уникальные культурные и архитектурные объекты, а также обладали функциональностью, минимализмом и одновременно разнообразием в элементах декора.
Глобализация и развитие международного обмена идеями способствовали активному проникновению западных дизайнерских течений в Казахстан, где стали популярны минималистичные интерьеры, отличающиеся чистотой линий, открытым пространством и сдержанностью в декоре (таблица 1).
Таблица 1
Влияние исторических и культурных
факторов на развитие интерьера Казахстана
Период |
Основные черты интерьера |
Влияние культурных традиций |
Влияние западных и международных трендов |
Традиционная эпоха (до XX века) |
Юрты, текстиль, ковры, орнаменты |
Кочевая культура, функциональность |
– |
Советский период (1920-1980-е) |
Простейшие линии, строгие формы, металлические и бетонные элементы |
Влияние социалистического реализма |
Стандартизация, функционализм, минимализм |
Постсоветский период (1991-настоящее время) |
Современные здания, открытые пространства, натуральные материалы |
Возрождение национальных традиций |
Влияние глобализации, минимализм |
Минимализм как стиль в интерьере возник в середине XX века и стал ответом на перегруженность дизайна и сложность форм, характерных для предыдущих архитектурных и дизайнерских течений. В отличие от декоративных стилей, минимализм акцентирует внимание на простоте, функциональности и отказе от излишнего украшательства. Этот стиль ориентирован на создание гармоничного, чистого пространства, где каждый элемент имеет четкое назначение и используется с максимальной эффективностью [4, с. 3574].
Сочетание национальных традиций и минимализма в интерьерах – это уникальное явление, которое начинает набирать популярность в дизайне не только в Казахстане, но и в других странах. Этот синтез предполагает гармоничное объединение двух различных подходов: традиционного, коренного и современного минималистского дизайна. Он требует особого подхода, потому что включает в себя стремление сохранить национальную идентичность, уважение к культуре, но при этом использует элементы, присущие минимализму, такие как чистота линий, простота форм и функциональность.
В традиционном интерьере Казахстана, как и в других странах Центральной Азии, использовались яркие цвета, текстиль, резьба по дереву, ковры и разнообразные декоративные элементы. Эти характеристики создавали пространство, насыщенное декоративными и функциональными элементами. Однако с распространением минималистичного стиля в последние десятилетия, акценты стали смещаться в сторону упрощения форм и материалов [3, с. 90].
Традиционные казахские элементы интерьера, такие как ковры, вышивка, орнаменты, кожаная мебель и керамика, могут быть успешно интегрированы в минималистичный интерьер с соблюдением принципа «меньше – значит больше». В таких интерьерах сохраняются основные элементы национального дизайна, но они используются сдержанно и функционально. Например, вместо многообразия декоративных узоров в текстиле может быть выбран один крупный мотив, а для декоративных элементов используются предметы с простыми, геометрическими формами, но с ярким орнаментом [1, с. 44].
Основные материалы, используемые в традиционном казахстанском интерьере, такие как дерево, камень, шерсть и кожа, легко сочетаются с принципами минимализма. В интерьерах стиля минимализм эти материалы могут быть использованы в их натуральном виде, что позволяет сохранить культурные корни и в то же время создать современное пространство.
Дерево в минимализме часто используется для создания мебели и элементов отделки. В традиционном казахстанском интерьере дерево также играет важную роль, но при этом часто бывает окрашенным или декорированным. Совмещение этих подходов можно осуществить через использование натурального дерева без сложной отделки, подчеркивая его текстуру и структуру.
Камень и глина в Казахстане традиционно использовались для строительства, а в современных интерьерах каменные элементы могут служить не только структурной основой, но и декоративными акцентами. В минималистичных интерьерах камень используется сдержанно, в простых формах, что позволяет сохранить баланс между традиционным и современным.
Шерсть и кожа в Казахстане традиционно использовались для создания ковров и покрывал. В минимализме их использование ограничивается нейтральными цветами и простыми формами, например, через ковры с геометрическими или абстрактными рисунками, которые добавляют текстуру, но не перегружают пространство [5, с. 190].
Национальные орнаменты, такие как казахские геометрические узоры и мотивы, могут быть интегрированы в минималистичный интерьер с сохранением их культурного значения. Однако, в отличие от традиционного дизайна, где орнамент может заполнять все пространство, в минимализме используется принцип избирательности. Орнаменты можно ограничить лишь небольшими акцентами, например, в ткани для подушек, на стенах или в декоративных элементах мебели.
Вместо ярких и многослойных орнаментов традиционного дизайна минимализм предполагает использование чистых линий, повторяющихся узоров с акцентом на симметрию и гармонию. Такой подход позволяет сохранить культурные особенности, но в более спокойной и сдержанной манере, что делает пространство более открытым и светлым.
Одним из ключевых аспектов сочетания национальных традиций и минимализма является способность создавать пространство, которое не только функционально, но и эмоционально значимо для человека, сохраняя при этом приверженность культурным традициям. В Казахстане, как и в других странах, национальные традиции являются важной частью коллективной идентичности, и использование этих традиций в интерьере помогает сохранить связь с историей и культурой.
Примером такого слияния может быть использование традиционных казахстанских ковров и тканей, которые на современном рынке часто подвергаются переработке и используются для создания предметов декора с минималистическим дизайном. Такие предметы сохраняют свою значимость, но не перегружают пространство [2, с. 7].
Примеры сочетания традиционных элементов с минимализмом в интерьере Казахстана описаны в таблице 2.
Таблица 2
Примеры сочетания традиционных
элементов с минимализмом в интерьере Казахстана
Элемент |
Традиционное использование |
Современная интерпретация в минимализме |
Ковры |
Богато украшенные ковры с яркими орнаментами |
Один крупный узор, нейтральные цвета, геометрические формы |
Мебель |
Декорированная мебель, резьба по дереву |
Простые формы, натуральные материалы, минимальные декоративные элементы |
Ткани |
Использование ярких тканей с узорами |
Однотонные ткани с минимальными орнаментами, натуральные материалы (шерсть, лен) |
Стены и потолки |
Красочные настенные росписи и резьба |
Белые или нейтральные стены, возможны акценты с использованием национальных орнаментов |
На рисунке 1 показано процентное соотношение использования традиционных элементов в минималистичных интерьерах в Казахстане по сравнению с другими стилями.
Рис. 1 Сочетание традиционных и минималистичных
элементов в интерьерах Казахстана
Для наглядного примера сочетания традиционных казахстанских элементов и минимализма в архитектуре и интерьере можно рассмотреть несколько знаковых объектов, которые представляют собой уникальное сочетание этих двух подходов. Ниже приведены примеры современных зданий и архитектурных объектов в Казахстане, которые отражают данную тенденцию.
1. Байтерек (Астана).
Байтерек – это символ современного Казахстана, расположенный в столице Астане (рисунок 2). Это высокое сооружение, выполненное в минималистическом стиле с использованием стекла, стали и бетона, включает в себя элементы традиционной казахской символики. Например, сам Байтерек олицетворяет дерево жизни, что является важным символом в казахской культуре. Также, в конструкции здания используются узоры и элементы, напоминающие орнаменты, встречающиеся в традиционных казахских коврах и тканях.
Рис. 2 Байтерек
Современные технологии и минималистичное оформление фасадов в сочетании с символическими значениями делают Байтерек примером синтеза культуры и современности.
2. Мечеть Хазрет-Султан (Астана).
Мечеть Хазрет-Султан – это одна из крупнейших мечетей в Центральной Азии, которая также представляет собой пример сочетания традиционной исламской архитектуры и минимализма. В оформлении здания использованы элементы исламской архитектуры: купола, минареты, арабески и геометрические узоры, однако архитектура выполнена в современном ключе. Простота и элегантность фасадов, а также функциональность интерьера соответствуют принципам минимализма, при этом сохраняется уважение к традиционным исламским ценностям.
Рис. 3 Мечеть «Хазрет Султан»
Архитекторы продумали проект таким образом, чтобы создать гармоничное пространство для поклонения, сохраняя баланс между традиционными исламскими мотивами и современным функциональным дизайном.
3. Государственный музей искусств (Алматы).
Государственный музей искусств в Алматы – это культурное учреждение, где в интерьере используется сочетание традиционных и современных элементов. Архитектура здания выполнена в стиле конструктивизма, но при этом в зале музея можно найти экспонаты, отражающие казахское народное искусство и символику. В интерьерных решениях прослеживаются линии минимализма, а экспозиционные пространства открыты и чисты, что способствует восприятию искусства в его лучшем виде.
Рис. 3 Государственный музей искусств
Эти примеры показывают, как современные здания в Казахстане могут сочетать минимализм с сохранением культурных традиций, тем самым обеспечивая гармоничное взаимодействие прошлого и настоящего, создавая при этом удобные и функциональные пространства для жизни и работы.
Будущее развития интерьерного дизайна в Казахстане будет напрямую зависеть от нескольких ключевых факторов, таких как социально-экономические изменения, влияние глобальных тенденций, сохранение культурной идентичности и технические инновации. В последние десятилетия Казахстан переживает стремительные перемены в архитектурной и дизайнерской сфере, и эта тенденция будет продолжаться в будущем. Ожидается, что интерьерный дизайн в стране будет эволюционировать в направлении дальнейшего сочетания минималистических подходов с сохранением традиционных казахстанских элементов, а также будет адаптироваться к новым вызовам, связанным с экологией, технологией и изменением образа жизни.
Выводы
Таким образом, современный интерьерный дизайн Казахстана представляет собой интересное сочетание глобальных тенденций минимализма и глубоко укоренившихся национальных традиций. Рассмотренные примеры архитектурных и интерьерных решений показывают, как традиционные казахстанские мотивы, такие как орнаменты, текстиль и элементы декоративного искусства, гармонично сочетаются с принципами функциональности, простоты и рациональности, характерными для минималистичного стиля.
Минимализм, в отличие от классических интерьеров, акцентирует внимание на чистоте форм и упрощении пространства, что отражает глобальные тенденции, характерные для многих стран мира. Однако в Казахстане, наряду с этим, сохраняется потребность в сохранении культурной идентичности, что обуславливает поиск новых решений, интегрирующих традиционные элементы в современный контекст. Применение таких решений позволяет создать уникальные интерьеры, которые не только соответствуют мировым трендам, но и учитывают местные культурные, исторические и социальные особенности.
Перспективы дальнейшего развития интерьерного дизайна Казахстана в будущем связаны с продолжением интеграции новых технологий, таких как цифровизация, умные дома и экологичные материалы.
Литература:
1. Алифанова К.А., Алифанов Д.С. Современная интерпретация национальных мотивов казахского народа в интерьере // Дизайн и художественное творчество: теория, методика и практика: Материалы I международной научной конференции. – 2016. – С. 42-47.
2. Габдулрахимова А. Особенности формирования дизайна интерьеров общественных зданий Казахстана // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2020. – № 5-11(61). – С. 6-9.
3. Дорошенко Д. Архитектура Казахстана: традиции и современность // Культурное наследие Сибири. – 2018. – № 2(26). – С. 86-94.
4. Курбатова И.Н. Минимализм в архитектуре и дизайне // Международная научно-техническая конференция молодых ученых БГТУ им. В.Г. Шухова. – 2017. – С. 3572-3578.
5. Турганбаева Ш.С. Становление и развитие дизайна в Казахстане // Известия Алтайского государственного университета. – 2011. – № 2-2(70). – С. 189-193.